МБУ ДО Детский эколого-биологический центр ГО г.Октябрьский Республики Башкортостан
Рубрики сайта
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Лето наших открытий на Удмуртской земле

С 30 июня по 7 июля 2018 года в Игринском  районе Удмуртской Республики, в окрестностях д. Калиновка состоялась эколого-краеведческая исследовательская экспедиция «Лето наших открытий-2018». Мне и ещё двум обучающимся ДЭБЦ города Октябрьского под руководством Юсуповой Натальи Владимировны выпала честь отправиться в экспедицию и, о наших приключениях я расскажу в этой статье

Это была моя первая поездка в Удмуртию, и я сильно переживал по поводу новых знакомств, и погодных условий, но мои страхи не оправдались. Погода была хорошая, порой даже очень пекло, а однажды началась сильная гроза с ослепительными молниями, от созерцания которых дух захватывало. Люди, хоть и сначала кажущиеся чужими, оказались дружелюбными и надежными. В палатках, в которых мы жили, было легко почувствовать близость к природе.

Тема экспедиции этого года – «Сказание земли СТАРОРУССКОЙ». Дети образовали  пять славянских племён-отрядов по пятнадцать человек в каждом: «Древляне», «Дреговичи», «Чудь лесная». Я оказался в пятом племени-отряде «Радимичи». Наш палаточный лагерь стоял на поляне, и вот ирония: одно из наших племен так и называлось «Поляне». Всех очень веселил девиз полян, который они говорили с медленной интонацией: «Мы Поля-яне на поля-яне».

 

 

В экспедиции из года в год практикуется распределение на научные направления. Участники сами выбирают чем будут заниматься – зоологией, экологией, ботаникой, или краеведением. Есть направление «Юные исследователи» для любознательных ребят младшего возраста (до 12 лет). Я выбрал краеведение, а именно, журналистику, потому что для меня представляет большой интерес общение с людьми, получение новой информации и сообщение ее другим людям, а кроме того, у меня с собой был фотоаппарат. Мои земляки Артур и Светлана Юсуповы, они брат и сестра, выбрали экологическое направление. Мне кажется, что возможность заниматься любимой наукой в лагере намного подогревает интерес к ней, раскрывает в детях новые способности. Всем ребятам были выданы полевые дневники, в которые записывались важные для исследований данные и индивидуальное расписание на каждый день.

Меня приятно удивило, что в экспедиции уделялось большое внимание психологическому равновесию каждого ребёнка. Для этого проводились тьюториалы – занятия, на которых подросток рассказывал о своем эмоциональном состоянии, обсуждали, где находится он в последнее время – в «зоне комфорта» или в «зоне напряжения», рассуждали о том, что он хочет изменить в себе, какие у него цели и мечты, а педагоги-тьюторы внимательно слушали и задавали вопросы, которые помогали осмыслить свои действия, в том числе в области проекта или исследования.

В составе нашей экспедиции были только талантливые и опытные педагоги, которые с радостью нас обучали, исправляли наши ошибки и подсказывали решение трудных проблем. Но есть в рядах учителей место и для молодых кадров, которые хотят научиться работать с детьми.

Как же проходил учебный процесс? Вот, например, в направлении зоология, для ребят, интересующихся орнитологией, педагоги ставили специальные сети для ловли птиц, откуда попавшихся пернатых аккуратно извлекали и изучали их морфологическое строение: измеряли размеры клюва, крыла, когтей, вес, распознавали пол и вид. После подробного изучения птицы делался вывод о ее состоянии, затем происходило кольцевание для учёта популяции вида и последний этап – птицу отпускали на волю.

 

Экспедиция располагалась в пойме реки Утемка, и мы не могли упустить возможность исследовать животный мир этого водного объекта. В экспедиции мне очень понравилось то, что не было разделения отрядов на «старших» и «младших», поэтому в каждом отряде были и младшие дети и подростки. В результате у старших детей всегда была возможность помочь младшим в их работе, например, я помогал маленькому мальчику из отряда, вместе с которым мы ловили плотву и проводили полный морфологический анализ ее популяции: количество бороздок в верхнем плавнике, количество бороздок в нижнем плавнике, количество бороздок на пятой чешуйке, длину боковой линии и так далее.  Вместе мы установили, что в реке Утемка водятся такие виды рыб как: голавль, сорожка, уклейка и плотва, а одной из пойманных нами плотве было около тринадцати лет!

В экспедиции были ребята, которые исследовали климат местности. Они  каждый день составляли сводку метеорологических данных и проговаривали их на утреннем построении, ведь для многих исследований погодные условия играют большую роль.

На общеознакомительных занятиях  нас учили, как пользоваться приборами, необходимыми для исследования. Например, Ольга Геннадьевна Матвеева показала, как управляться с инструментами, измеряющими химические и физические величины окружающей среды, научила нас определять количество нитратов в овощах и фруктах с помощью нитратомера. Другие педагоги показывали, как находить азимут по компасу, объясняли и правила поведения на природе. Также у нас проходили мастер-классы, на которых можно было научиться рукоделию, искусствам, избавления от стресса, управления финансами и многое другое.

Хорошо запомнилась экскурсия в село Калиновка, в ходе которой мы узнали, что такое название происходит от фамилии основателя Калинина, и что село находится вблизи Сибирского тракта, раньше там находился большой стекольный завод, который, к сожалению, закрылся очень давно, так как развитие получило подобное предприятие в соседнем населенном пункте.

Во время экспедиции был организован поход в музей «Арестанского быта Сибирского тракта», который находился в близлежащей деревне Бачкеево. В музее мы не только увидели надписи на стенах, оставшиеся от катаржан, но и вещи их жизненного обихода. Мы надевали кандалы, чтобы погрузиться в атмосферу того времени. После похода в музей ребята каждого направления делали презентации, отвечая на разные вопросы по теме Сибирского тракта, среди краеведов честь защищать презентацию выпала мне. Это было очень волнительно для меня, но доброжелательное отношение смягчило трудность задачи.

В ходе геоботанического исследования территории размещения лагеря и ее окрестностей ботаники пытались обнаружить растения из красной книги Удмуртской республики. Прямо у палаток находилась великолепная любка двулистная, растение из семейства Орхидные. Как оказалось впоследствии, она не является охраняемым растением Удмуртской республики, и не занесена в Красную книгу УР, хотя в соседних регионах, таких как Свердловская и Курганская области, она находится под охраной и занесена в региональные Красные книги. Поискав в различных источниках, мы узнали, что это растение взято под охрану в ряде стран Европы, в том числе в странах бывшего СССР – на Украине, в Белоруссии, Латвии и др.

На протяжении всех дней экспедиции каждый участник делал свой проект или исследование, все должны были защитить свою работу в последний день – «День Х» перед опытным жюри. В выборе темы работы меня поразила широта возможностей, она ограничивалась лишь фантазией ребёнка, например: исследование поведения и состояния человека в определённых погодных условиях, исследование продолжительности жизни рыб в мыльном растворе. Поскольку я был краеведом-журналистом, я решил сделать видео-проект на тему: «Быт государственных крестьян 18-го века».

Одним из главных проектов журналистов был видеопроект «Орёл и решка. Экспедиция», который состоял из четырёх выпусков: первый – вступительный, второй – «Резвизорро», в котором Андрей Петров проводит проверку нашей экспедиции. Третий выпуск «Челендж», в этом выпуске Андрей Петров и Юрий Посадов проводили опрос, в котором нужно было дать ответ за три секунды на вопрос «Винни-Пух – это свинья или кабан?». Четвёртый выпуск «Шесть фактов о журналистах» был заключительным. В создании этого проекта участвовали четыре человека: руководитель направления «Журналистика», режиссёр и видеооператор Пестрикова Валерия и трое участников экспедиции – Баранов Евгений, Посадов Юрий и Петров Андрей. Перед тем как начать проект, ребята сразу разделили обязанности: Евгений – монтировал видеосюжет, Юрий и Андрей – ведущие. Благодаря чёткому и своевременному распределению обязанностей между участниками проекта все четыре выпуска получились очень красочными и принесли бурю эмоций не только команде, но и всем зрителям.

У нас проводилось множество мероприятий, конкурсов, квестов и спортивных игр – это все то, что я теперь вспоминаю с улыбкой. В конце смены каждого участника награждали сертификатом, а из отрядов отбирали наиболее достойных ребят, как раз одним из них был я! Нам вручили дипломы в номинации «Лучший из лучших» и подарили по большой общей фотографии участников экспедиции.

Особую благодарность хотелось бы выразить руководителю экспедиции Татьяне Матвеевне Трясциной, всем руководителям направлений, педагогам, тьюторам, юным, энергичным и творческим вожатым отрядов, работникам хозяйства и кухни. Спасибо за знания, труд, помощь и поддержку!

 

Следующим летом я планирую снова поехать в экспедицию, потому что там я получил только хорошие воспоминания. Очень приятно бывать в местах, где собирается много людей со взглядами, похожими на твои, единомышленников, разделяющих твои увлечения. Теперь у меня есть друзья за пределами родной республики, и я чувствую себя неотъемлемой частичкой одного большого общего дела – изучения природы.

Поленов Иван, обучающийся ДЭБЦ

                                                                                                   г. Октябрьского

 

 

 

 

Друзья заповедного острова побывали в Воронеже

uaHL5WEoOZs

XJKmuM12B44

Статья о конгрессе из журнала «Экорост»

 

Лето наших открытий на удмуртской земле

С 27 июня по 6 июля 2015 года в Удмуртии близ деревни Карамас-Пельга Киясовского района состоялась Республиканская эколого-краеведческая исследовательская экспедиция «Лето наших открытий − 2015». Нам, двум школьникам города Октябрьского, посчастливилось стать участниками экспедиции соседней республики, узнать много нового и интересного, с чем вас и спешим познакомить.

Чудо природы

В  Удмуртии нас встретили тепло, но сначала было трудно вливаться в новую атмосферу, знакомиться с другими ребятами, привыкать к педагогам. В первые дни всё время вспоминались наши башкирские друзья-экологи и  учителя. Жить нужно было в палатках, а погода выдалась как назло изменчивая: то солнце печет, то ливень. В лагере была организована походная кухня: всю еду готовили на костре, поэтому она была во много раз вкуснее обычной.

По приезде ребят, а их было около 65 человек, сразу разделили на отряды, а затем на четыре секции: экология, зоология, ботаника и краеведение. Я, без сомнения, выбрала ботанику, а Петя Сингатуллин, также обучающийся нашего ДЭБЦ, пошел на экологию. Такое деление производится для того, чтобы каждый ребенок максимально эффективно работал и узнавал много нового именно  по своему, наиболее интересному ему, направлению. Каждому из ребят был выдан полевой дневник с разными таблицами, который нужно было заполнять. Он послужил мне достойным помощником в экспедиции и является ценным документом сейчас, после нее.

В составе экспедиции было много талантливых и заслуженных педагогов, которые с радостью передавали нам свои знания, навыки и умения. Например, в секции «Зоология» орнитологи ставили специальные сетки для ловли птиц и усердно их кольцевали для определения численности. Когда какая-нибудь птица попадалась им в сети, они полностью изучали ее внешнее строение и индивидуальные особенности вида. Большое внимание было уделено изучению бесхвостых земноводных, ведь в близлежащем пруду были обнаружены мутации: взрослые особи с хвостами головастиков. По этому поводу было проведено химическое исследование состояния водоема и сравнение показателей приборов с тем, что показывали методы фитоиндикации. Именно этим занимался Петя. В конце экспедиции каждый ученик должен был подготовить отчет по проделанному исследованию или проекту. Меня удивило то, что каждый мог выбрать абсолютно любую тему в пределах своей секции. Дети исследовали все: от того, как метеорологические условия могут влиять на людей разных поколений; какие пауки кусаются, а какие нет; как переводятся на удмуртский язык названия птиц и есть ли аналог для всех птиц, обнаруженных на данной территории в удмуртском языке. Я сравнивала состояние фитоценозов в зависимости от их удаленности от местной грунтовой дороги. А в результате проектных работ получались готовые продукты: тапочки для больных плоскостопием, небольшие атласы некоторых растений данного района республики, напитки и блюда, приготовленные из иван-чая узколистного и многое другое. Наша защита прошла крайне успешно, а я поняла, что такие работы зарождают в детях большую тягу к знаниям и желание исследовать окружающий нас мир.

К тому же, в каждом отряде выбиралось по два летописца: ботаник и зоолог. Они должны были ежедневно фиксировать все найденные виды растений или животных и вести летопись их встречаемости, а также следить за тем, чтобы каждый участник отряда знал основных встреченных нами представителей флоры и фауны, что было обязательным для различных конкурсов, проходивших во время экспедиции. Это было возможно и благодаря тому, что мы довольно часто ходили на различные ботанические и зоологические экскурсии, обходя зону поля, луга и леса. Среди преподавателей была организована экскурсия на болото. Детей туда решили не водить из-за большого количества змей на нем. На болоте было обнаружено несколько видов растений из семейства Орхидных, многие представители которого занесены в Красные книги разных масштабов. Но детям тоже посчастливилось встретить охраняемое растение – герань кроваво-красную, которой нет в Башкирии. Я обнаружила интересный факт: цицербиту уральскую считают эндемиком Башкортостана, но я встретила ее и в Удмуртии.

Также была проведена экскурсия по почвоведению, ради которой предварительно было выкопано 5 почвенных разрезов. Некоторые дети исследовали их. Для меня еще интересным показался тот факт, что в нашей республике, в основном материнской породой почв является глина, в Удмуртии это песок, поэтому именно это исследование было для меня очень полезно. Но на экскурсии мы ходили не только днем, дважды такие походы были организованы ночью, что позволило проследить за некоторыми птицами и млекопитающими, которые ведут ночной образ жизни. Было встречено несколько видов Совиных, ежи и другие. Рядом с местом остановки нашего лагеря протекала река Иж. Поэтому мы не могли упустить возможности посетить ее. В общей сложности, экскурсантам пришлось пройти около пятнадцати километров пешком.

Палаточный городок

Мутант

Кольцевание в Удмуртской экспедиции

Какая красавица!
В марийском костюме
Меня приятно удивило, что в экспедиции большое внимание уделялось психологическому состоянию каждого ребенка. Для этого проводились тьюториалы, на которых каждый высказывал свое мнение о том, что сейчас для него «в зоне комфорта, а что в зоне напряжения», что хотелось бы ему изменить в своей жизни после экспедиции, какова главная цель существования, какие задачи нужно поставить для ее достижения, как найти свою мотивацию, чем может помочь эта экспедиция для решения жизненных вопросов. Педагоги акцентировали свое внимание на том, чем  отличаются возможности и ресурсы, как превратить одни в другие и как можно эффективнее их использовать.

Мы посетили несколько лекций, посвященных другим наукам и полезным нам сведениям, таким как картография, метеорология, конструктивное построение исследовательской деятельности и проектных работ. На выбор можно было пойти на два-три мастер-класса: исторический, географический, по валянию, способам правильного обращения с деньгами, вязанию узлов, созданию поделок из разных материалов и многие другие.

Однажды была организована поездка каждого отряда в свою деревню: в русскую, татарскую, марийскую или удмуртскую, так как наш лагерь был расположен как раз на месте пересечения этих четырех национальностей. После поездки каждый отряд готовил доклад с презентацией по ее результатам, а вечером представлял его. Мне выпал шанс представления доклада о русской деревне. А еще всем лагерем была организована поездка в удмуртскую деревню, где мы познакомились с некоторыми особенностями культуры жителей, их национальными костюмами, фольклором и всем на радость с национальной культурой. Эта экскурсия была одним из замечательнейших событий, с моей точки зрения, во всей экспедиции!

В конце экспедиции в каждом отряде был единственный награжденный дипломом. Такой диплом в номинации «Лучший исследователь» был вручен и мне, а также сертификат участника экспедиции с указанием номинации «Лучший ботаник».

Проводилось множество мероприятий, конкурсов, квестов, турполоса, отрядные огоньки, оставшиеся в моем сердце навсегда.  Я очень хочу следующим летом вернуться к моим новым удмуртским друзьям. Хорошо, когда находишь людей-единомышленников, разделяющих твои увлечения и взгляды за пределами родной республики. Тогда можно почувствовать себя неотъемлемой частичкой большого общего дела. В тоже время, было приятно,  когда на вопрос руководителя экспедиции Трясциной Татьяны Матвеевны: «Откуда такие умные дети берутся?» ответить: «Из Башкирии!»

Светлана Юсупова,

обучающаяся МБОУ ДОД ДЭБЦ

«Экочудаки» вернулись с победой

20150621_115855

С 17 по 21 июня 2015 года в Благовещенском районе РБ в ДОЛ «Зарница» состоялся ХХIII Республиканский слет-конкурс юных экологов и лесоводов, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. На слете выступала команда «Экочудаки» города Октябрьского в составе учащихся: Светланы Юсуповой – ученицы МБОУ «Гимназия №2», Альбины Загидуллиной – ученицы МБОУ «Гимназия №3», Тимофея Поленова – ученика МБОУ «СОШ № 9», Вадима Солнцева – ученика МБОУ «СОШ №13», обучающихся Детского эколого-биологического центра (руководитель: Н.В. Юсупова). Команда выдержала серьезные испытания и заняла почетное второе место, уступив команде Шаранского района, состоящей из призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Открытие ХХIII Республиканского слета-конкурса юных экологов и лесоводов состоялось 18 июня. На нем присутствовали представители Минобразования РБ, Минэкологии РБ, Минлесхоза РБ и Администрации МР Благовещенский район РБ.

Республиканский слет проводится ежегодно, начиная с 1993 года, с целью поддержки инициативы подрастающего поколения по освоению навыков исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие интереса к биологии и экологии, практическому участию в деле сохранения природных экосистем.

В этом году участниками слета стали 23 команды из разных районов и городов республики: 16 команд экологов и 7 команд лесоводов. В состав команд вошли 92 учащихся, победители муниципальных этапов, а также отборочного этапа слёта.

Программа слёта была обширной и разнообразной. В составе команды 4 номинации: геоботаник, почвовед, гидробиолог и зоолог. Каждая команда, кроме конкурсов по номинациям проходила тестирование теоретического тура «Знай и умей», общие этапы: «Натуралистика», где требовалось знание млекопитающих Республики Башкортостан, «Лесные робинзоны» – этап проверки знаний первой помощи пострадавшему и выживанию в природных условиях, «Принятие решений» – этап, посвященный решению экологических проблем, «Картография и топография», где выяснялись навыки работы с картой, знания топознаков. Программа слета включала в себя конкурс визитных карточек и стенгазет, полевые экологические исследования, конференцию по защите экологических проектов на основе собранных на слёте материалов.

По итогам теоритических и практических состязаний жюри определило лучшие команды и «Экочудаки» были несказанно рады результату, получив диплом второй степени от Министерства образования РБ и Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан. Место было заработано усилиями всей команды. Но важен оказался личный зачет: победа в номинации «Почвоведение» Альбины Загидуллиной (1 место), была особо отмечена жюри конкурса почвоведов и лично З.С. Чурагуловой, доктором биологических наук, заслуженным лесоводом Республики Башкортостан, и победа геоботаника Светланы Юсуповой (2 место). 21 июня состоялось торжественное закрытие слёта-конкурса и награждение победителей и призеров, которые получили ценные подарки и призы.

dsc_6864 dsc_7086 dsc_6834

Пожелаем нашей команде новых побед и свершений в будущем году! Так держать! 

 

Экологическая экскурсия в г.Уфа.

10 июня 2015 года для обучающихся ДЭБЦ, а именно для участников республиканского конкурса-слета юных экологов и лесоводов педагогами ДЭБЦ была организованна экологическая экскурсия в г.Уфа.

Экскурсия – это урок, но какой урок! Ребята делают маленькие открытия на каждом шагу, исследуя мир вокруг себя. На этой экскурсии мы узнали много нового и интересного о своём родном крае.

 Маршрут: учебно-научный геологический музей Башкирского государственного университета – Музей леса — Лимонарий — Ботанический сад

SONY DSC

Описание:
В геологическом музее Башкирского государственного университета 
нам была представлена  коллекция  из образцов, которые собрали студенты и преподаватели кафедры во время полевых учебных практик. Поэтому здесь, в первую очередь, представлены  минералы и горные породы, которые встречаются в пределах Башкирии. Но не только они – музей может похвастать образцами из самых разных уголков Земли: из Таиланда, Индонезии, Бразилии, Туниса, Египта, Турции, Марокко, Италии, Пакистана, Индии, Франции, с Сейшельских островов, Камчатки и т.д. Многие из экспонатов – подарки из частных коллекций, и среди них есть очень редкие экземпляры: например, железо-марганцевая конкреция, поднятая со дна впадины Кларион-Клиппертон в Тихом океане, с глубины 4800 метров, кусок застывшей лавы вулкана Везувий, образцы из Антарктиды, загадочные «арметовские камни» и многое другое.SONY DSC

Музей Леса  

SONY DSC

Музей существует уже более 30 лет, но об этом сокровище мало кто знает. Средь городской суеты можно окунуться в лоно живой природы, услышать ее звуки, прикоснуться к животному миру. Двухэтажное здание с множеством отделов и диорамой леса с чучелами животных. Переход с 1 на 2 этаж выполнен в виде пещеры, вся эта сказка окутала нас и погрузила в мир природы. Ребята же больше узнали о повадках и образах жизни всевозможных животные, а ценной информацией для нас стала, конечно же, информация о Лесах  произрастающих на территории наше                                                 республики, это 6270,9 тыс. га, что составляет 38% всей территории.


Посещение Лимонария

 SONY DSCНа этой экскурсии мы познакомились с основными представителями цитрусовых и другие тропических и субтропических видов растений. Здесь выращиваются: апельсины, мандарины, грейпфрут, цитрон и др. В коллекции хозяйства также имеются более 300 видов тропических и субтропических древесных, кустарниковых, травянистых растений таких как: инжир, лавр, гранат, фейхоа, мушмула, банан, ананас, розмарин, киви, фикусы, гуава, бромелии, суккуленты, пальмы, папоротники, толстянки, дынное дерево, маслина, авокадо, юкки, драцены  
SONY DSCи т.д. Ребята увидели, в каких климатических условиях выращиваются лимоны,  увидели, как созревают плоды лимонов, и какими они бывают (разных сортов и форм), как размножают лимоны – черенками в небольшом парнике.

Во время экскурсии в ботаническом саду ребята узнают много нового и интересного: названия тропических деревьев и растений (эвкалипт, фикус, пальма, фейхоа, кофе, алоэ, банановая пальма, лианы и др.) особенности их содержания и разведения, для чего они используются в жизни (каучуковое дерево, железное дерево).

 

Ботанический сад — уникальное место, большая площадь открытого грунта, на которой собраны богатейшие коллекции, более 1500 видов и сортов растений, представляющих флору Урала, Дальнего Востока, Сибири. В оранжерее сада произрастают более 612 видов, сортов и форм тропических и субтропических растений. Особое место в Ботаническом саду занимают растения, растущие на территории Республики Башкортостан.

SONY DSC

Лучшая форма экологического воспитания детей на наш взгляд – конечно же знакомство с законами мирного сосуществования живых организмов в их естественной среде обитания. Надеемся, что все те знания, которые мы приобрели во время экскурсии пригодятся нам как в жизни, так и помогут добиться успеха на соревнованиях не только республиканского но и всероссийского уровня.

 

Участие в конкурсах различного уровня

 

Муниципального уровня Республиканского уровня Всероссийского уровня
30 18 2